НОВОЕ ОБЩЕСТВО |
|
Кратко
Подробно О нас Принципы Вы активны План Теория Идеология Наши аргументы Строим взаимодействие Где правда Актуальное Полезное Для души |
Паразит - это животное. Паразиту свойственны все животные инстинкты и не свойственны никакие человеческие, то есть всё то, чем человек отличается от животных в сфере духовности. Паразиты могут заявлять, что они интересуются наукой, живописью и тому подобным, но в глубине такого желания всегда лежит животный инстинкт - они хотят использовать науку для получения благ для себя, они хотят использовать живопись для зарабатывания, перепродажи, инвестиций и т.д. Но зарабатывая для себя, в качестве побочного эффекта можно получить нечто ценное для других. Это даёт паразитам основания для гордости, для саморекламы, особенно, если это выгодно для зарабатывания. А поскольку паразит есть внутри каждого из нас, все мы в той или иной степени ведём себя точно так же - используем творческий потенциал для извлечения личной выгоды. Но на фоне такого распространённого отношения к творчеству среди людей всё же встречаются исключения. Но исключения нельзя путать с самообманом. Некоторые могут заявить, что они занимаются своим хобби абсолютно бескорыстно, что во время занятий они совершенно не думают о прибыли, наживе, личном благе и тому подобном. Безусловно, с основой, лежащей в глубине таких заявлений, нужно согласиться. Так человек получает удовольствие. И тогда, разумеется, он не думает о чём-то другом. Но тем не менее, между хобби ради личных удовольствий и высшими формами творчества есть существенная разница. Граница настоящего творчества проходит по массовости эффекта, воздействующего на остальных членов общества. Можно сколько угодно времени посвятить прослушиванию классической музыки, но это никак не отразится на улучшении жизни остальных. И можно самозабвенно творить прекрасное, получать шедевры, а потом отдавать их людям бесплатно. Для паразита такая постановка дела принципиально неприемлема - он удавится, если не получит денег за то, на что потратил много времени и сил. Разумеется, паразит будет ссылаться на необходимость "как-то жить", на самом деле имея в виду "много зарабатывать", но суть от этих лицемерных заявлений не меняется - он готов только получать от других, а отдавать - исключительно за деньги, и желательно немалые. Таких людей в обществе называют эгоистами. Они могут быть полезны другим ровно на столько, на сколько другие готовы торговаться с эгоистом ради решения ими каких-то задач. Если кто-то торговаться не умеет, то эгоист легко разденет его до трусов, отдав в ответ ценностей на коробок спичек, а оправдывать он это будет рассказами о том, что "дорога ложка к обеду" и тому подобными рассуждениями о ценности его "даров" в ситуациях, когда без них было бы очень тяжело, и о его умении находить тех, кто попал в безвыходную ситуацию, из которой паразит его "спасает". Но всё же аргументация паразитов, отчасти, полезна. Они - существа рациональные, хорошо оценивающие затраты и получаемый результат. В некотором смысле - это холодный компьютер, рассчитывающий выгоду. И так сложилось неспроста. Это результат эволюции, выработавшей во всём живом умение выбирать наименее затратный способ достижения целей. Если тратить больше, чем другие, то в голодные времена шанс умереть становится существенно выше, а значит естественный отбор уберёт всех, кто слишком много тратит. Поэтому в животном инстинкте расчётливого паразита есть очень рациональное зерно. И это зерно полезно всем, ведь все мы являемся живыми существами, неспособными получать необходимое из пустоты, а значит всем нам нужно уметь экономить. Но всё та же эволюция выработала в людях такую черту, как щедрость. И эта особенность не была уничтожена суровым естественным отбором, потому что она очень выгодна для нашего общества. Когда рядом есть кто-то сильный и он защитит слабого, слабый в ответ может испытывать чувство благодарности (если он не эгоист), а значит в другой ситуации, когда, например, нужны дополнительные руки, глаза, уши и т.д, слабый сможет помочь сильному, отдав моральный долг. Так работает взаимовыручка. И так всё общество становится сильнее, потому что отдельные его члены могут гораздо меньше подстраховывать себя от разного рода случайностей, на что могут уходить очень большие усилия. А раз есть экономия усилий на страховку, то и выживаемость такого коллектива будет существенно лучше, нежели в случае разрозненных эгоистов, не готовых помогать друг другу бесплатно. И точно так же взаимопомощь могла бы работать в нашем обществе. Но оно пронизано идеей эгоизма. С детства люди учатся на своих ошибках - отдашь что-то другому "просто так", а он не оценит. По мере взросления дети слышат от старших о цене, стоимости, расчётах инвестиций и тому подобных узко рациональных инструментах эгоиста. И почти не слышат о взаимопомощи. Хотя о помощи паразитам они слышат очень часто. Отовсюду на них льётся поток слов о необходимости "заслужить уважение", "отдать долг родине", или просто "быть лучшим", но все эти слова направлены но одно - человек должен отдать бесплатно свои усилия некой организованной группе лиц, обычно невидимой, прячущейся за образами "солидной корпорации", или "великого государства", или просто мелкого бизнесмена, устроившего в школе рекламный конкурс на лучшее знание его продукции. Однако в ответ от этой группы лиц человек не получает ничего, кроме лживых слов. Примеров тому масса - любой диктатор всегда скажет, что только он заботится о населении, только он умеет делать это правильно, и только он знает, какие страшные враги окружили его страну, а потому всё население, в едином порыве, просто обязано "отдать долг родине", не вспоминая о том, что на самом деле им предлагают просто обеспечить счастье диктатора и его окружения. То же самое относится и корпорациям, которые очень заботятся о корпоративной "культуре", ведь это весьма мощный инструмент манипуляции недостаточно грамотными работниками, ненамного лучше, чем пропаганда диктатора. Всё это люди видят. Не все, не на должную глубину, но всё же в обществе сильно понимание желания окружающих обмануть всех остальных. И когда заходит речь о сотрудничестве отдельных индивидов, сначала они почти всегда ожидают друг от друга каких-нибудь пакостей, как в случае с пристающими к вам на улице продавцами различной ерунды. В результате сотрудничество становится возможным лишь после длительной притирки, разглядывания и расспрашивания. Если же времени на притирку нет - лучше пройти мимо, вдруг вас опять хотят обмануть. К этому добавляется отсутствие серьёзной необходимости что-то делать совместно. Даже работая в одном месте, имея возможность узнать друг друга, люди мало общаются и почти не встречаются вне работы. Исключения, к сожалению, касаются в основном таких совместных "дел", как выпивки и другие, не самые полезные, развлечения. В сумме у людей нет серьёзной потребности к сближению, но есть ожидание обмана, либо извлечения выгоды из окружающих. Отдельные, условно дружные, компании, лишь подтверждают сказанное - они не растут, их участники удовлетворяются тем, что получают в компании, большего никто не хочет, а если пожелает - не найдёт поддержки от компании, считающей себя "дружной". В целом - все ищут выгоду. Только выгода не может быть получена всеми без серьёзных предварительных усилий, а значит каждый быстро понимает, что выгоды в сближении с другими часто нет, а вот риски потери (как минимум - личного времени) вполне присутствуют. И с точки зрения эволюции серьёзная общественная активность далеко не всегда окупается, ведь племена людей жили отдельными группами, установив отношения в которых, индивид более не чувствовал потребности в заметной общественной активности. В результате, при отсутствующих внешних положительных стимулах в сторону сближения, а так же при наличии некоторых отрицательных стимулов, выгоняющих людей из коллектива, общество распадается на отдельных индивидов. А паразиты, между тем, очень рационально подходят к совместной деятельности, а потому прекрасно видят её выгоду лично для них. И это не только и не столько выгода от сотрудничества, это выгода от эксплуатации других, то есть всё того же паразитирования, к которому паразиты настойчиво стремятся. В результате длительной эволюции структур, организующих деятельность общества, паразиты встроились в них на всех уровнях. И в полном соответствии с их инстинктом "хотеть всё", они массово стремятся на самый верх пирамиды. Менее агрессивно настроенные индивиды обычно проявляют меньшее желание тратить жизнь на борьбу за место в иерархии, потому что их внутренний паразит не создаёт для этого достаточных стимулов. Настоящие же паразиты не видят ничего, кроме своего инстинкта, а потому им легко даются интриги, обман и прочие инструменты продвижения наверх. И потому в современном мире на верхних эшелонах человеческого общества собрались почти исключительно паразиты. Для всех остальных это означает очень мрачное будущее. Пример с так называемой "пандемией" и скоординированной реакцией на него всех паразитов планеты Земля, очень наглядно показывает ту темноту, куда нас вполне успешно ведут. И ведут нас не силой. Основным оружием паразитов является пропаганда. Значительная часть населения вполне поддерживает марш в сторону порабощения, а остальные либо слабы, либо не могут объединиться, а потому не представляют из себя ничего большего, нежели разрозненное стадо, абсолютно безопасное для организованных и обладающих огромными финансовыми возможностями паразитов. Но человечество всё же имеет врождённый инстинкт коллективизма. Только сообща можно добиваться серьёзных результатов, что доказано всей эволюцией вида homo sapiens. Значит в каждом из нас живёт инстинкт сотрудничества. И именно он помогает людям в тяжёлые времена. Как выжить под властью паразитов Есть лишь один способ защиты нашего будущего - распространение морали нового общества. Всё остальное может дать какие-то тактические преимущества, но без значительно доработки морали современного общества, оно обречено на повторение пройденного и возврат под власть паразитов. Рассмотрим далее, как мораль предотвратит новое царство паразитов. Свойства человека Сначала дадим картину человеческих свойств, влияющих на направленность развития общества. Как мы уже знаем, в человеке живёт паразит. Помимо паразита в людях встречается эгоизм, который перерождается в паразитизм при наличии к тому физической возможности, но пока эгоист ограничен обществом, он вполне может встроиться в общественный организм с пользой для остальных. Ещё одно свойство - покорность судьбе, которая играет роль стабилизатора общественного организма путём ограничения отдельных индивидов в их поиске лучшей жизни. И, вместе с перечисленным, идёт примат сиюминутной выгоды, не позволяющий отвлекать силы общества на далеко идущие планы. В целом весь этот список отражает чистое животное начало в человеке. Животные должны экономить энергию, они должны заботиться в первую очередь о своём выживании, они обязаны адаптироваться, прогибаться под изменчивую среду, иначе они умрут, и, наконец, животные должны хватать любой кусок пищи, сколько бы он ни был мал, а надежды на большую добычу им лучше оставить, ведь не съев малый кусок, потом не догонишь большую добычу. Другая категория человеческих качеств включает свойства, ограничиваемые информационной системой индивида - его мозгом. Человек способен придумывать способы охоты, которые не смогли бы придумать животные, но и эти способы неидеальны, поскольку ограничения в знаниях и способностях мозга не дают людям получить более качественное решение. Так же человек способен корректировать животные инстинкты на основе подсказок от разума, но и здесь мы снова встречаем ограниченность - мозг не может давать идеальные подсказки, а эмоции часто затмевают разум. И, наконец, человеку свойственно стремление к "высокому". Это стремление люди понимают по разному. Кто-то считает, что его творчество достойно быть записано на скрижалях тысячелетий истории человечества, а кто-то другой просто радуется красоте открывшейся ему картины, особенно если к её появлению он сам приложил руку. Всё это своего рода удовольствия, свойственные каждому, но в разной степени. Всё перечисленное относится лишь к свойствам отдельного индивида, а мы живём в обществе, которое накладывает на нас свой отпечаток, в том числе на уровне инстинктов. И общество востребовало от человека такие качества, как доброта, взаимная поддержка, совесть, честность, открытость. Эволюционно эти качества закреплялись за счёт повышения выживаемости в группе, ведь если погибает группа, но выживает один индивид, то, скорее всего и он тоже обречён на смерть в суровых условиях жизни в дикой природе. Поэтому для каждого индивида важно, что бы его группа выжила, и если он не приложит к этому усилий, то и сам в конце концов вымрет. С другой стороны, наш внутренний паразит нашёл для себя огромное поле деятельности именно после появления общества, ведь теперь стало возможным получать плоды труда других, не затрачивая на это почти никаких личных усилий, что крайне выгодно с точки зрения инстинктов экономии энергии и стремления к выживанию. Но такой способ выживания в чистом виде обществом не принимается, потому что нахлебники уменьшают шансы на выживание всех остальных, что означает необходимость серьёзно маскировать паразитирование. И в результате, в течении десятков тысяч лет, паразиты отработали богатый арсенал инструментов из лжи, лицемерия, демагогии, подлости, интриганства и т.д. Изначально паразитизм был выражен очень слабо, потому что у общества было недостаточно ресурсов на прокорм особо нахальных паразитов. Но войны обеспечили паразитам "продвижение по службе". Первые смелые воины за счёт рискованного поведения добывали победу для всей группы, за что получали заслуженное уважение и даже отряд бойцов в подчинение. Но воины смертны, а после них пришли их дети, уже менее заслуженные, но близость к славе предков обеспечила им преимущества при занятии высоких уровней в человеческой иерархии. Так сменялись поколения, и на выходе процесса появились совершенно незаслуженные, но очень склонные к паразитированию индивиды. Но даже слава предков не защитила бы бесполезных для общества бездельников, если бы они не приносили пользу. Общество нуждалось в исполнении функции управления, а наследники чужой славы имели козырь на руках - мои предки ого-го как себя показали! В результате иерархия управления быстро наполнилась таким наследниками. И они приносили обществу пользу путём выработки управленческих решений. Правда эффективность такой системы управления была очень низкой, ведь заслуги предков на ниве силы и смелости слабо связаны с умением принимать качественные решения. Проверить же эту систему и отсечь бестолочь было непросто, а чаще всего - просто некому, ведь рядом сидели точно такие же наследники чужой славы. В итоге внутренний паразит поглотил всё, до чего можно дотянуться в нашем обществе. Власть зла повисла над человечеством. Очень интересно и образно этот процесс описан в известной книге Джона Толкиена "Властелин колец", где сила кольца власти соблазняла всех, кто оказывался его владельцем, не смотря ни на какие усилия и обещания быть добрым и бороться со злом. Поэтому мудрые люди предпочитали отказываться от такой тяжёлой ноши, какой являлось это маленькое колечко. Но мудрость и паразиты - несовместимы. И кольцо всегда находило очередного хозяина, будило в нём внутреннего паразита, распаляя мечтами о власти, могуществе, победах и т.д. Кольцу требовалось всего-лишь время, а с его прошествием любой владелец превращался в раба кольца всевластия. Очень поучительная история, она имеет самое прямое отношение к обсуждаемой здесь проблеме. Перефразируя Толкиена - только отказ от власти спасает от попадания в её рабство. Стать человеком Общество без паразитов создать невозможно. Мы все паразиты от рождения. Но можно создать систему сдерживания паразитов. Её основой может быть только мораль, потому что общество без морали превращается, как мы это хорошо видим вокруг себя, в абсолютное зло, приказывающее умереть лишь потому, что "хочется мне кушать". Мораль задаёт ограничения на цели, которые может преследовать общество. Если ограничений нет, то достойной будет считаться любая цель, например - много денег. Ведь что тут такого? Ну деньги, ну много, и что в этом плохого? Каждый стремящийся к деньгам легко бросит в вас фразу вроде такой: "когда я заработаю, я смогу тратить больше денег на добрые дела". Но вот наступает "счастливый" момент, стремящийся к деньгам получает вожделенное, ну а добрые дела всё как-то забываются в погоне за ещё большими суммами. Власть "кольца богатства" поглощает очередного раба. К счастью, среди качеств человека есть такие, которые не вынуждают стремиться к деньгам и власти. И к ним в придачу у людей есть такие свойства, которые несут добро всем окружающим. Все эти качества, при их наличии, легко побеждают внутреннего паразита. Удовольствие от раздачи подарков и наблюдения счастливых улыбок на лицах принимающих их детей, перекрывает стоны паразита о потраченных деньгах и времени. Мудрые родители умело подсказывают ребёнку пути развития, но у них не возникает желания командовать им, как солдатом в их маленькой армии. Всё это даёт надежду на выход из тупика, в который нас завели паразиты. Остаётся совместить задачу удовлетворения объективных потребностей общества с задачей отбора морально полноценных руководителей, не стремящихся надеть на все пальцы по кольцу всевластия (и не по одному). Достаточно очевидно, что в обществе, обременённом животными инстинктами, морально устойчивых людей не так много. Когда все вокруг озабочены лишь получением денег с последующим вкладыванием в любимую игрушку, будь то новый айфон или инвестиции с целью получить ещё больше денег для ещё большего количества инвестиций, сложно не увлечься такими "хобби". Мало того, вся система воспитания подрастающего поколения построена на пропаганде зарабатывания денег ради множества ярких и блестящих игрушек. Общество культивирует эгоистов, стимулируя в них исключительно эгоистичные качества, доставшиеся нам от животных. А вот качества, полезные окружающим, не развиваются, потому что "добрым словом и пистолетом можно добиться гораздо большего, нежели одним лишь добрым словом". Заменим в этой фразе "пистолет" на "деньги" или "кольцо всевластия" и картина станет вполне очевидной. Отбор руководящих кадров в Новом обществе должен стать одной из важнейших задач. Технически проблема отбора людей вполне решаема, но в данном тексте ей не место. Более важной задачей является достижение понимания, кого мы должны отбирать. С одной стороны понятно, что в человеке должны преобладать такие качества, которым не нужно кольцо всевластия. С другой стороны так же понятно, что руководитель обязан быть предельно рационален и оценивать задачи исключительно холодным разумом, не допуская ошибок из-за сиюминутных эмоций. Если разум руководителя отягощён влиянием эмоций, он обязательно отдаст предпочтение в своём выборе тому, что положительно влияет на его личные эмоции. И это всё тот же паразит, но в профиль. Паразит будит страсти в голове эмоционально ориентированного человека, а страсти затуманивают разум. Остаётся лишь громкое "хочу всё!". Показанный образ в чём-то напоминает компьютер. Но может ли человек стать просто компьютером и при этом сохранить человеческие качества, полезные для общества? В некотором смысле - может. Человек подвержен влиянию идей. Если идея захватила индивида, то он не обращает внимания на второстепенные вещи, он идёт прямой дорогой к реализации мечты. И если мечта требует эффективности (а какая сложная мечта не требует эффективности?), то человек готов ковыряться в мелких деталях, подолгу сидеть с паяльником над огромной монтажной платой с микроскопическим радио-элементами. Идея наполняет человека жизнью даже в таких нудных и безжизненных условиях. Для управления на высших уровнях общественной иерархии так же нужна идея. И она давно выработана нашими предками. Это идея служения. Люди считали честью достойно служить царю, королю, султану. Монархи их вознаграждали, но это не являлось главным стимулом. Когда идёшь в бой и знаешь, что хоть пуля и дура, но она вполне сможет долететь и до тебя, вряд ли в такие моменты будешь думать о чём-то вроде золотого унитаза (стремления к богатству). Солдат на пули толкает система, включающая много составляющих, а вот ведущего их в бой командующего, вперёд движет честь и идея достоинства, связывающая его обещанием, данным суверену. Пусть упрощённо, но служение идее выглядит именно так. Если идея получает подтверждение в виде реализации части планов, человек испытывает удовольствие и гордость за свои дела. Если планы терпят поражение, человек страдает почти физически, жизнь ему немила и в голове лишь одно желание - всё исправить. В некотором смысле это фанатичность. Но фанатик может быть слеп, движимый своим убогим пониманием идеи, а потому одной идеи служения недостаточно для достижения результата. Наиболее эффективен тот, кто точнее знает объект управления. Настойчивость и храбрость не помогут, если нет понимания, "куда надо нажимать". Эта простая мысль иллюстрирует важность знаний индивида, отбираемого на высшие уровни иерархии управления. Только хорошо образованный управленец может решать задачи того уровня сложности, который его ждёт при управлении обществом. Но по специальностям вида "царь" или "самый умный управленец" учебные заведения не готовят, а потому и здесь возможен только отбор. Технические детали этого процесса на схеме предлагаемого "ядерного реактора" условно не показаны. Но это не значит, что отбор по знаниям невозможен. Как мы уже знаем, кольцо всевластия подчиняет всех без исключения. Ему для этого требуется лишь время. Время для всех разное. Кому-то достаточно секундного намёка на "получишь всё", а кому-то другому может потребоваться лет 10-15. Идея служения так же подвержена эрозии. Через какое-то время служение кому-то может превратиться в служение внутреннему паразиту. Всё это не оставляет шансов на нахождение идеального руководителя, но подсказывает нам про ещё одно качество - готовность легко отойти от дел. У занимающего высокий пост человека должен быть весьма разнообразный круг интересов. Тогда работа "самым главным" становится всего лишь одной составляющей из большого набора. И тогда после завершения карьеры управленца для человека не будет проблем с нахождением занятия по душе. Даже скорее карьера должна рассматриваться как нагрузка, необходимая для общего блага, а уход с поста - как освобождение от бремени. Но разумеется, в сочетании с идеей служения, дополнительная нагрузка будет рассматриваться как некий долг, который обязательно нужно отдать, и отдать в наилучшем виде, достойно и красиво. Когда-то давно, один из римских императоров удалился от дел, а когда к нему пришли с предложением вернуться и продолжить править, он сказал пришедшим примерно так - если бы вы знали, какая капуста уродилась у меня в этом году, то поняли бы, почему я не пойду с вами. Как мы видим, история нас учит тому, что есть в мире люди, способные отказаться от власти. Возродить общество Мы никогда не получим счастья даром. Мы не имеем права рассчитывать на нахождение "идеального руководителя", который сделает всё за нас. Вся история человечества показала - бездельничать и ждать счастья - бесполезно. Один за всех не станет отдуваться. Самый лучший руководитель, увидев всеобщее паразитирование на его достижениях, очень быстро потеряет охоту служить таким лентяям. И означает это одно - все мы должны много работать. Если откажемся - нас заставят, но уже не ради нашего блага, а ради блага паразитов, как это происходит сегодня. Именно из такого положения дел следует исходить. К сожалению, общество включает много слабых людей. Это и паразиты, и эгоисты, и просто ленивые потребители пива перед телевизором. Но помимо слабых, всегда есть и сильные люди. И именно они зададут структурную устойчивость Новому обществу. Для нас же здесь главное - какие качества мы ожидаем от людей, названых выше "сильными". Для общества важны цели, к которым оно стремится. Если цели отдать на откуп руководителям, то в итоге мы скатимся либо в диктатуру, либо в очередное царство паразитов с коллективным диктатором в виде олигархов с их денежными мешками или "политбюро" с их КПСС. С другой стороны, если цель предложить выбрать любителям пива перед телевизором, то очень скоро нам всем станет очень грустно - развитие остановится, не смотря на обилие пива. Из этого следует необходимость структурирования процесса задания цели. Цели бывают многоуровневыми. Цель типа "больше пива" подразумевает расширение производства, что в свою очередь предполагает проектирование и строительство, которые должны выполнить некие работники с соответствующими знаниями и навыками. В данной цепочке можно выделить следующие задачи: потребительское производство, производство средств производства, обучение. Ключевым здесь является обучение, потому что без знаний никто нам ничего не построит. Следующим - производство средств производства, этот этап адаптирует экономику к новым вызовам. И наконец, собственно производство пива для потребителей, которое является вполне локальной задачей, не требующей какого-то сложного планирования или изучения. Из такого представления мы можем извлечь простой вывод - задачи должны быть по силам тем, кто ставит цели. Потребителям пива по силам сказать "больше" или "меньше" пива они хотят. Работникам пивной промышленности по силам сказать больше или меньше средств производства им нужно. Та же ситуация с производителями средств производства. А над этим всем стоит некий орган, регулирующий выделение ресурсов на исследования и проектирование. Такая иерархия, но без явного органа, регулирующего исследование и проектирование, вполне существует в нынешнем мире, но работает она через посредников - олигархов. Если олигарху выгоднее направить деньги на надувание биржевых пузырей, то пиво будет дорожать и его любители будут недовольны, хоть и не смогут с этим ничего поделать. В этом состоит один из множества недостатков современной системы. С точки зрения морали показанные задачи говорят нам о том, что разные цели могут иметь разные последствия, как по количеству задетых, так и по времени воздействия на общество. А поскольку мы говорим о морали людей, несущих пользу обществу, а не паразитирующих на нём, нам важно понять, какие человеческие качества помогут принести пользу многим, с учётом показанной экономической реальности. И здесь стоит повториться - одним из важнейших качеств, как всегда, является уровень грамотности общества. Грамотные люди могут принять обоснованное решение по расширению производства тех или иных ресурсов, включая интеллектуальные. Но грамотность - это не мораль. Мораль же позволяет оценивать варианты выделения ресурсов по их последствиям, выражаемым не в деньгах, а в неких условных единицах "пользы обществу". И потому, помимо общей грамотности, люди Нового общества должны хорошо понимать, что такое польза обществу, и что такое вред. Такая грамотность в "общественных науках" должны стать приоритетной задачей для всего общества. Польза и вред могут быть оценены на основе системы ценностей. Если высшей ценностью является свобода, то даже отдалённые по времени негативные эффекты в этом направлении будут иметь сильно негативную оценку. Если свободе ничто не угрожает, то за ней должна последовать другая важная характеристика, например - справедливость. Теперь, если даже среди отдалённых последствий есть угроза справедливости, то опять оценка станет негативной. А если со справедливостью всё хорошо, то, если ниже неё в иерархии ценностей ничего нет, можно разрешать хоть производство пива, хоть строительство моста до луны, но после ранжирования по положительной оценке таких проектов с точки зрения пользы обществу. Если польза больше - проект более приоритетен. Ну а способы ранжирования мы опять оставим вне рассмотрения, как относительно мелкие технические детали. Какие люди смогут оценивать пользу обществу? Во первых - неленивые. Любая оценка, это труд. Если нам неохота напрягаться, то оценку дадут без нас, но тогда не стоит жаловаться, если оценка нам не понравится. Поэтому готовность к выделению некоторого времени на оценку общественных дел является обязательной для человека Нового общества. Хотя этот пункт не исключает и возможность оплаты такой работы в том или ином виде. Особенно если мы вспомним, что выполнение работ нужно контролировать, на что тоже нужно время, и часто очень немалое. Во вторых, пользу обществу могут качественно оценить лишь те, кто сам способен эту пользу приносить. Паразит наоценивает всё так, что потом всё общество устанет отмывать. Поэтому в людях Нового общества должны быть развиты такие качества, как стремление к справедливости, понимание необходимости взаимопомощи, и просто желание делать добро, которое, в некотором смысле, есть красота. И опять здесь всплывает необходимость отбора по таким качествам. А раз есть отбор, значит есть и некая группа, которая отбор прошла. Назовём её условно "группой альтруистов". А из наличия групп вытекает иерархичность построения общества. Сверху в обществе должны быть руководители. Но долговременные цели должны задавать не они, а группа отобранных граждан, умеющих оценивать долговременную пользу обществу. Но и эта группа не имеет последнего слова в вопросе выбора целей. Всё общество, безусловно, должно в этом участвовать. Но такой выбор должен быть "по силам", то есть основная масса лишь задаёт общие направления, скорее всего кратко и средне-срочные. Детализация и долгосрочное планирование ложатся на плечи группы альтруистов. Поскольку задач перед группой будет много, количество участников должно быть большим. Поручать часть задач наёмным работникам можно, но в этом случае придётся контролировать ещё и их. Так же размер группы влияет на её устойчивость к негативному влиянию внутреннего паразита. Если паразит проснулся в 10 участниках, а группа всего 100 человек, то эти 10%, скоординировав усилия, вполне могут сдвигать политику общества в выгодную им сторону. А если участников миллион, то даже в маловероятном случае, когда отщепенцев будет 10% (а это 100 000), им будет непросто координировать усилия. Правда В среднем в обществе нет понимания таких важных вопросов, как выбор направления развития, или выбор общественной системы, потому что это всё отдалённые цели, а эволюция во всех нас вложила уважение к принципу "лучше синица в руках, чем журавль в небе". Но если люди не знают, куда идти, то любая дорога приведёт их к какой-то цели. Этим легко воспользоваться, сказав, что выгодная паразитам дорога ведёт к улучшению жизни остальных. Ведёт-ли она на самом деле, большинство сможет понять лишь много лет спустя, да и то не во всех случаях. Но движение уже получило направление, задолго до наступления понимания всем обществом. Разве в таких условиях сложно направить всех к чьей-то личной выгоде? Если бы паразиты не имели возможности указывать нам выгодные им направления, можно было бы избежать многих проблем. Избежать проблем можно также если все хорошо разбираются в сложных вопросах. Но ни первое, ни второе в нашем обществе не реально. И даже в Новом обществе вторая часть всё так же останется недостижимой мечтой на многие годы. А вот с первой частью можно многое улучшить. Те люди, которые приносят пользу обществу, обычно не скрывают правду, потому что правда говорит лишь о их полезности остальным. Паразиты же, наоборот, обязаны всё скрывать и использовать максимум лжи для достижения своих целей. Из этого вытекает очень простая особенность, которая должна быть присуща Новому обществу - там не должно быть лжи. Можно не распространяться о каких-то интимных деталях жизни человека, но во всём остальном нет ничего, что есть смысл скрывать нормальным людям в нормальном обществе. И если именно такая составляющая будет важной частью морали Нового общества, то жизнь паразитов станет очень и очень сложной. Разумеется, жизнь сложнее простых схем, а потому распространение морали правды в обществе будет нелёгкой задачей. Кроме того, сами люди не хотят тратить много усилий на те же прогнозы будущего и предпочитают узнавать мнение экспертов из телевизора вместо самостоятельных рассуждений. И здесь, в очередной раз, лидером всего общества должна стать группа альтруистов, о которой говорилось выше. Проверка заявлений отдельных лиц, которые могут быть паразитами и преследовать соответствующие цели, могла бы стать наглядной демонстрацией остальной части общества разумности доверия группе альтруистов, а так же неразумности доверия телевизору, и в особенности - своему желанию передать ответственность за своё собственное будущее кому-то другому. Сила Большинство людей не готовы тратить усилия вне привычного круга обязанностей. Это огромная проблема для общества. Для паразитов такое слабое общество представляет из себя просто идеальную мишень - ври сколько хочешь, и тебе за это ничего не будет, ведь всем некогда, у них отговорки про работу, семью, а на самом деле они все просто очень не хотят выходить из привычной колеи. Выход за границы привычного связан с необходимостью не только на какое-то время отказаться от старых радостей, но и на какое-то время погрузиться в работу. Хорошо, если за нас всё сделали и нам нужно только куда-то прийти или что-то написать в интернете, но даже просто тратить время на подобные занятия без оплаты - многие не хотят. А ведь для противодействия паразитам нужно не просто потратить время, но нужно изучать то, что делает возможный паразит, а это может потребовать нагрузить мозг, и самое неприятное - волю. Для качественного контроля в обществе нужна именно воля, потому что многое из проверяемых данных можно смело назвать самыми скучными эпитетами, и такое название никак не погрешит против истины - возиться с данными очень скучно. Поэтому безвольный человек очень быстро откажется от такой работы. Или будет лишь делать вид, что работает. Достойный гражданин нового общества не может быть слабым. В первую очередь недопустима слабость духа. А без здорового тела дух тоже долго не протянет. Слабые люди очень быстро попадают под власть внутреннего паразита. Только сильные и неэгоистичные могут достаточно долго ему сопротивляться. Подавляющее большинство достойных поступков совершили сильные люди. А вот недостойные поступки - во многом удел слабых. Предать, продать, бросить, убежать - это всё они. И наоборот - помогать, поддерживать, приходить на помощь, нести надежду окружающим - это удел сильных. Но силе нужна идея. Безыдейная сила подобна зверю, бездумно бредущему в поисках пищи. И этим пользуются паразиты. Западная философия меркантилизма активно воспитывает общество в духе отказа от силы. Аргумент у неё очень простой - это невыгодно. Зачем быть сильным, если можно обойти препятствие? И действительно, во многих случаях обход эффективнее, чем силовое преодоление препятствия. Но это работает не во всех случаях, потому что если у сильного человека есть идея, которую он принял, в которую он верит, то ему могут встретиться ситуации, когда он из-за вроде бы очевидной выгодности очередного обхода, вынужден будет отказаться от своей идеи. Но ради чего он тогда в неё верил? Зачем он её принимал? Рассматривая аргументы с точки зрения меркантилизма, западные философы выделили занимательный пример - дилемму заключённого. Если двух товарищей посадили в тюрьму и каждому предлагают сдать второго, за что обещают уменьшение срока, то в такой ситуации западные философы предлагают начать вычислять минимум суммарных потерь, и на основании таких расчётов строить "стратегию" каждого из заключённых. Да, в каких-то случаях такой подход может дать что-то полезное. Но если вас посадили в тюрьму ваши враги, а затем предлагают продать вашего товарища за эквивалент 30 серебрянников, то применение меркантильного подхода в такой ситуации называется предательством. И если для вас важна идея силы, то вы не станете предателем. И пусть слабый бросится высчитывать выгоду. Кратковременно он выиграет какую-то мелочь, но долговременно - он сам своими действиями поможет врагам, которые в конечном счёте его всё равно уничтожат, как минимум - морально, превратят в абсолютный ноль, которому будет плевать на любые принципы и идеи, а заодно и на друзей. Поэтому, если сильный человек сталкивается со злом, для него не будет никакой дилеммы, потому что для её разрешения достаточно одного очень простого принципа - никогда не сотрудничать со злом. Долговременно такой подход максимально полезен обществу, и потому люди всегда будут чтить сильных людей, не предавших и не продавших остальных в самых тяжёлых условиях. Добавим для полноты, что не стоит забывать о наличии внешне похожего качества - упёртости. Упёртость отличается от силы отсутствием в ней разума. Упёртый человек может до посинения отстаивать какую-нибудь глупость, не замечая того, что видят остальные. Его поведение безумно, даже если при направлении такого безумства в нужное русло можно добиться чего-то полезного. Отдельные примеры достижений благодаря упёртости всегда будут перекрыты множественными проблемами из-за её безумия. В целом это означает одно - мы снова стоим перед проблемой сложности оценки человека. Но тем не менее, можно достаточно уверенно говорить о том, что для целеустремлённых и сильных людей не бывает неразрешимых проблем. Единство Помимо сказанного обществу очень важно поддерживать своё единство, а это означает - быть вместе. Но что бы быть вместе, людям нужно что-то делать сообща. Если дела есть только на работе - общество распадается на атомы. Значит дела должны объединять людей в любое время. Найти подходящие для этого задачи несложно, сложнее найти способы показать людям пользу от объединения. Каждый хочет что-то своё, значит общее дело не найдёт поддержки среди большинства, ведь их всех ждёт индивидуальное удовольствие. Но это всего лишь привычка. А потому такую привычку можно отодвинуть в списке приоритетов очень многих людей. Хотя для этого нужно решить другую задачу - научить людей договариваться. Когда люди договариваются, они берут на себя обязательства, которые потом выполняют. И вот эти самые обязательства в современном обществе никому не нужны, ведь это нагрузка, особенно если за неё не платят. Но только через усаживание индивидов за стол переговоров можно достичь приемлемых для них решений. Если каждый имеет возможность пожаловаться на трудности, то при большом количестве жалоб, заключающиеся в них проблемы будут легко ослаблены, или вообще обойдены без последствий для дела, потому что в наличии есть большое количество желающих эти проблемы обойти, а значит есть мощная мотивация на поиск способов выполнения дела без негативных эффектов. Если именно на таких примерах отрабатывать совместные действия, а потом показывать положительный результат как пример для подражания, то и склонность избегать совместных действий у многих уменьшится. Хотя такая склонность никогда не упадёт до нуля, что опять означает необходимость отбора. Чем выше в общественной иерарахии человек, тем более гибко он должен уметь договариваться с другими, потому что чем выше иерархия, тем больше людей в неё вовлечено и тем больше сложности по части выработки решений, максимально учитывающих мнение большинства. И если на таких принципах строить взаимодействие между большими группами людей, то на выходе мы обязательно получим единое общество, которое сложно будет увлечь в сторону от полезных для него дел. И о целях С точки зрения эффективности с целями всё ясно - нам нужна экономика знаний. На это направление, безусловно, должны быть брошены значительные силы. Но знания всегда были лишь инструментом в руках, нередко, неопытного пользователя. Поэтому важно ставить цели, ограничивающие полёт фантазии не всегда умелых обладателей такого инструмента. Упрощённо говоря, один паразит, обладающий знанием от том, как подчинить всех, обязательно создаст очевидную проблему. Значит если "все" не проверят паразита, оставят лишь материалистические цели, то и поделом им будет очередной урок. Но какими могут быть другие цели? На этот вопрос когда-то обязательно нужно ответить. А пока можно лишь надеяться на подсказки из прошлого, рассказывающие нам об успехах добрых дел, о живительном влиянии красоты, о идеале, и о его недостижимости. Слово о добре. Рациональный разум наверняка укажет, что в новом обществе будут честные и не очень, или освободившиеся от паразита и не совсем свободные, но зачем там нужны все эти "не очень" и "не совсем"? И далее рациональный разум предложите решения на выбор - газовые камеры, укол доброго доктора, или просто карательные отряды с персональной пулей для каждого с приставкой "не". Что мы могли бы ответить такой рациональности? Мы знаем, что человек может учиться. Мы знаем, что человек может меняться. И мы знаем, что устранив всех, кто пока ещё не изменился, мы тем самым выпустим своего внутреннего паразита. Паразит хочет всё. Не изменившиеся могут потребовать часть будущего. И паразиту жалко даже ещё не убитого медведя, ведь он паразит, ему хочется всё, даже если "всего" нет в наличии. Так можно ли тем, кто строит будущее без паразитов, выпускать своего зверя? Поэтому мы за мир, в котором будет место всем, идеальным и неидеальным. А ещё мы понимаем, что деление людей по подобным признакам всегда субъективно. И не хотим брать на себя бремя такого деяния. К счастью, у людей есть устремления, не связанные с властью и минимально взаимодействующие с внутренним паразитом. Этим стремлениям достаточно малого - тишины, покоя, и возможности заниматься любимым делом. И если таким людям придётся работать в области управления обществом, то они скорее будут искать способы идеального решения проблем, чем набивать свой карман. А от идеала в работе очень недалеко до идеала во всём остальном, включая идеальное общество, где правит добро и нет зла. Найти таких людей - наша задача. Присоединяйтесь, помогайте, корректируйте нас в этом поиске, потому что это поиск лучшего, поиск добра. А паразиты ищут только зло. Неужели вы хотите им помочь своим отказом от поиска добра? Они только этого и ждут - разделяют на атомы и властвуют. Вселяют в нас зло, будят внутреннего паразита в каждом. Платят, забрав деньги у нас, глупцам и мелким паразитам за то, что бы они наказывали всех остальных. А остальные в одиночку ни на что не способны, хотя их намного больше, чем слуг у паразитов. Представьте себе честно эту мрачную картину. Неужели вам не хочется её изменить?
12.01.22 12:32,
helenaya35
Очень верно подмечено,что люди перестали сближаться.Действительно, человек постоянно ждёт какого-то подвоха со стороны "паразита".В наше время,мы слышим много лозунгов:"Будь лучшим,не смотря ни на что!","Иди к своей цели,не оборачиваясь!","Бойся людей,которые хотят влезть тебе в душу,они обязательно предадут",и т.д.Взаимопомощь ушла вместе с 90-ми годами.Сейчас к сожалению,каждый сам по себе.Потому,что кругом обман.Ты не нужен миру со своей добротой,ты просто рабочая сила для "паразитов"
|
Глоссарий О сообществе Конфиденциальность Работа с сайтом |